Для лучшего понимания программы в нее включается пояснительный текст – комментарий. Комментарий можно записать в любом месте программы, где разрешено располагать пробелы. Текст комментария ограничивается символами { } или (* *) и может содержать любые комбинации латинских и русских букв, цифр и других символов алфавита языка Pascal. Ограничений на длину комментария нет, он может занимать несколько строк.
Примеры: {Начало программы} или (*Начало программы*) {Вывод запроса на экран} {Ввод значения А с клавиатуры} {Вычисление произведения двух целых чисел Proizved} {Пример комментария, занимающего несколько строк} В ограничителях (* *) пробелы между скобкой и звездочкой недопустимы. В тексте комментария не должно быть знаков ограничителей, с которых начинается комментарий. Например, текст комментария {Пример {1} задания {4}} вызовет ошибку при компиляции. Однако ограничители { } могут быть вложенными в (* *), и наоборот: (*Пример{1}задания {4} *) или { Пример (* 1 *) задания (* 4 *)}.
Комментарий игнорируется компилятором и поэтому не оказывает никакого влияния на программу. По месту расположения в программе комментарии можно разделить на четыре класса: объясняющие назначение программы, поясняющие смысл идентификаторов переменных и констант, описывающие логически обособленные части программы, и объясняющие сложные для понимания элементы алгоритма. В удачно прокомментированной программе легко найти ошибку, проанализировав несоответствие между замыслом автора (в комментариях) и реализацией (в тексте программы). Ограничители { } и (* *) удобно использовать при отладке программ. В процессе отладки часто требуется временно исключить выполнение какой-либо части программы. Конечно, этого можно добиться, уничтожив временно ненужные операторы или обойдя их с помощью оператора go to. Однако оба этих способа неприемлемы по ряду причин: повторный ввод вновь понадобившихся операторов, путаница с операторами go to и т. д. Гораздо удобнее временно ограничить ненужную часть программы символами комментария {} или (* *), тогда она будет восприниматься компилятором как комментарий и не будет исполняться. Например: begin {Начало программы}
Write(‘Введите значение целого числа А >’);
{Вывод запроса на экран}
Readln(A): {Ввод значения А с клавиатуры}
Writeln(‘Введите значение целого числа В >’);
Readln(B):
Proizved : = A * В: {Вычисление переменной Proizved}
Writeln(‘Произведение чисел ‘,А,’ и ‘,В,’ = ‘,Proizved);
{Вывод ответа}
end. {Конец программы}
При необходимости { } или (* *) можно убрать, и программа будет выполняться в полном объеме. |