Режимы использования экспертных систем

Экспертная система работает в двух режимах: приобретения зна­ний и решения задач (называемом также режимом консультации или режимом использования ЭС).

В режиме приобретения знаний общение с ЭС осуществляется че­рез посредничество инженера по знаниям. Эксперт описывает проб­лемную область в виде совокупности данных и правил. Данные опре­деляют объекты, их характеристики и значения, существующие в области экспертизы. Правила определяют способы манипулирования данными, характерные для рассматриваемой проблемной области. Эксперт, используя компонент приобретения знаний, наполняет сис­тему знаниями, которые позволяют ЭС в режиме решения самос­тоятельно (без эксперта) решать задачи из проблемной области.

Важную роль в режиме приобретения знаний играет объясни­тельный компонент. Именно благодаря ему эксперт на этапе тестиро­вания локализует причины неудачной работы ЭС, что позволяет экс­перту целенаправленно модифицировать старые или вводить новые знания. Обычно объяснительный компонент сообщает следующее: как правильно используют информацию пользователя; почему ис­пользовались или не использовались данные или правила; какие были сделаны выводы и т.д. Все объяснения делаются, как правило, на ограниченном естественном языке или языке графики.

Отметим, что режиму приобретения знаний при традиционном подходе к разработке программ соответствуют этапы алгоритмиза­ции, программирования и отладки, выполняемые программистом. В отличие от традиционного подхода разработку программ осущест­вляет эксперт (с помощью ЭС), не владеющий программированием, а не программист.

В режиме консультации общение с ЭС осуществляет конечный пользователь, которого интересует результат и (или) способ получе­ния решения. Пользователь в зависимости от назначения ЭС может не быть специалистом в данной проблемной области, в этом случае он обращается к ЭС за советом, не умея получить ответ сам, или быть специалистом, в этом случае он обращается к ЭС, чтобы либо уско­рить процесс получения результата, либо возложить на ЭС рутинную работу. Термин «пользователь» означает, что им является и эксперт, и инженер по знаниям, и программист. Поэтому, когда хотят под­черкнуть, что речь идет о том, для кого делалась ЭС, используют термин «конечный пользователь».

В режиме консультации данные о задаче пользователя обрабатываются диалоговым компонентом, который выполняет следующие действия:

  • распределяет роли участников (пользователя и ЭС) и организует их взаимодействие в процессе кооперативного решения задачи;
  • преобразует данные пользователя о задаче, представленные на привычном для пользователя языке, на внутренний язык системы;
  • преобразует сообщения системы, представленные на внутреннем языке, в сообщения на языке, привычном для пользователя (обычно у это ограниченный естественный язык или язык графики).

После обработки данные поступают в РП. На основе входных данных в РП, общих данных о проблемной области и правил из БЗ решатель (интерпретатор) формирует решение задачи.

В отличие от традиционных программ ЭС в режиме решения зада­чи не только исполняет предписанную последовательность операций, но и предварительно формирует ее. Если ответ ЭС не понятен пользо­вателю, то он может потребовать объяснения, как ответ получен.

Добавить комментарий