Методы обработки экономической информации

Одним из главных предназначений информационных технологий является сбор, обработка и предоставление информации для приня­тия управленческих решений. В связи с этим методы обработки эко­номической информации удобно рассматривать по фазам жизненного цикла процесса принятия управленческого решения:
1) диагностика проблем;
2) разработка (генерирование) альтернатив;
3) выбор реше­ния;
4) реализация решения.

Методы, используемые на фазе диагностики проблем, обеспечива­ют ее достоверное и наиболее полное описание. В их составе выделяют методы сравнения, факторного анализа, моделирования (эко­номико-математические методы, методы теории массового обслужива­ния, теории запасов, экономического анализа) и прогнозирования (ка­чественные и количественные методы). Все эти методы осуществляют сбор, хранение, обработку и анализ информации, фиксацию важнейших событий. Набор методов зависит от характера и содержания проблемы, сроков и средств, которые выделяются на этапе постановки.

Методы разработки (генерирования) альтернатив:

  • индивидуальные решения: интуитивный подход, методы рационального решения проблем;
  • коллективные решения: метод номинальной групповой техники, метод мозгового штурма, метод «Дельфи».

На этой стадии также используются методы сбора инфор­мации, но в отличие от первого этапа, на котором осуществляется по­иск ответов на вопросы типа «Что произошло?» и «По каким причи­нам?», здесь определяют, как можно решить проблему, с помощью ка­ких управленческих действий.

При разработке альтернатив (способов управленческих действий по достижению поставленной цели) используют методы как индивидуального, так и коллективного решения проблем.

Индивидуальные методы характеризуются наименьшими затратами времени, но не все­гда эти решения являются оптимальными. При генерировании альтер­натив используют интуитивный подход или методы логического (ра­ционального) решения проблем. Для помощи лицу, принимающему решения (ЛПР), привлекаются эксперты по решению проблем, кото­рые участвуют в разработке вариантов альтернатив. Коллек­тивное решение проблем осуществляется по модели мозговой атаки/ штурма, Дельфи и номинальной групповой техники.

При мозговой атаке мы имеем дело с неограниченной дискуссией, которая проводится преимущественно в группах, состоящих из 4—10 участников. Возможна также мозговая атака в одиночестве. Чем боль­ше разница между участниками, тем плодотворнее результат (ввиду разного опыта, темперамента, рабочих сфер).

Участникам не требуется глубокой и длительной подготовки и на­личия опыта по этому методу. Однако качество выдвигаемых идей и потраченное время покажут, насколько отдельные участники или це­левые группы знакомы с принципами и основными правилами этого метода. Положительным является наличие у участников знаний и опы­та в рассматриваемой сфере. Длительность заседания в рамках мозговой атаки можно выбрать в пределах от нескольких минут до несколь­ких часов, общепринятой является продолжительность в 20—30 мин.

При использовании метода мозговой атаки в небольших группах следует строго придерживаться двух принципов: воздержаться от оцен­ки идей (тут количество превращается в качество) и соблюсти четыре основных правила — критика исключается, приветствуется свободное ассоциирование, количество вариантов является желательным, ведет­ся поиск сочетаний и улучшений.

Добавить комментарий