Формирование и развитие информационных ресурсов предприятия

Основные тенденции трансформации экономики в информацион­ную рассматриваются во многих научных работах, где главным обра­зом отмечаются следующие: признается доминирующее в эконо­мике положение индустрии информационных услуг, технологий и др.; первостепенное значение придается способности государства, бизне­са, предприятия органично вписаться в информационное пространство по сравнению с его индустриальным потенциалом; признается, что информация является основным производственным ресурсом нарав­не с финансами, материалами, энергией; основным фактором перехо­да к информационной экономики является развитие информацион­ных и коммуникационных технологий во всех сферах экономики.

Исследования развития информационной экономики проводили такие известные ученые, как Д. Белл, Ф. Вебер и Д. Боде, Ф. Махлуп, А. Риис, А. Тофлер, X. Ханамари и Д. Вада, К. Эрроу. Термин, как при­нято считать, ввел М. Порат в середине 1970-х гг., рассматривая шесть секторов экономики, причем сектор первичной информации он выделяет как наиболее важный.

В своих работах ученые называют новую экономику информаци­онной, коммуникационной, Интернет-экономикой, т.е. подчеркивают то, что в настоящее время для ведения бизнеса необходимо обязатель­ное применение информационных технологий, компьютерных сетей, цифровой связи, современных коммуникаций как базовых средств, без которых невозможно достижение предприятием конкурентного пре­имущества.

Основной целью предприятий на современном этапе развития экономики России является создание, защита и поддержание своей информационной инфраструктуры на современном уровне. В соответ­ствии с этой целью можно сформулировать и его задачи:

  • организация эффективного функционирования предприятия за счет интеграции отдельных функций подразделений с помощью ин­формационных технологий, повышение скорости обработки и предо­ставления информации, необходимой для принятия решения на всех уровнях управления;
  • повышение качества получаемой информации (избавление от шумов) из микросреды — о положении на рынках, состоянии конку­рентов, возможностях сбыта, и макросреды — о международном поло­жении, изменении законодательства и т.д.;
  • защита информации и информационной системы от несанкционированного доступа;
  • повышение эффективности сбыта и маркетинга за счет участия в электронных рынках;
  • обеспечение интеграции с другими предприятиями через ведение электронной коммерции.

На решение этих задач существенное влияние будут оказывать об­щие тенденции развития следующих рынков ИТ:

  • производства программного обеспечения (software), если его рассматривать в совокупности с рынком информационных услуг, — составляет около 55% всего мирового сектора ИТ;
  • производства компьютерной техники (hardware) — имеет тенден­цию к небольшому снижению, которая вызвана тем, что возрастает роль и доля программного обеспечения;
  • коммуникационного оборудования и программ — становится самым динамичным и быстро развивающимся рынком ИТ, особенно в приложениях к электронной коммерции (Business-to-Business — В2В).
  • Вместе с тем аналитики отмечают тот факт, что бурное развитие информационного обмена приводит к обратному процессу, порожда­ющему глобальный информационный кризис, характеризуемый как «про­тиворечивое единство информационного взрыва и информационного го­лода». О явлении информационного кризиса в экономике России свиде­тельствуют оценки состояния формирования и организации исследования информационных ресурсов, которые состоят в следующем:
  • недоступность в России важной для развития экономики, особен­но инновационной деятельности, информации из развитых стран;
  • огромные пробелы в сборе и организации использования инфор­мации о состоянии отраслей промышленности, используемой техни­ки, технологий, современных методов и др.;
  • недоступность информации для предприятий, особенно малых;
  • полная коммерциализация использования информации, создан­ной за государственный счет;
  • достаточно большие затраты средств (в основном, бюджетных) за счет многократного дублирования информации и др.

Данное проявление информационного кризиса невозможно устра­нить только за счет новых ИТ, так как перечисленные проблемы во многом являются организационными.

Добавить комментарий