Определение потребностей в CASE-средствах (продолжение)

Нереалистичные ожидания:
– отсутствие воздействия на общую культуру и распределение ролей в организации;
– понимание проектных спецификаций неподготовленными пользователями;
– сокращение персонала, связанного с информационной технологией;
– уменьшение степени участия в проектах высшего руководства и менеджеров, а также экспертов предметной области, уменьшение степени участия пользователей в процессе разработки приложений;
– немедленное повышение продуктивности деятельности организации;
– достижение абсолютной полноты и непротиворечивости спецификаций;
– автоматическая генерация прикладных систем из проектных спецификаций;
– немедленное снижение затрат, связанных с информационной технологией;
– снижение затрат на обучение.
Реализм в оценке ожидаемых затрат имеет особенно важное значение, поскольку он позволяет правильно оценить отдачу от инвестиций. Затраты на внедрение CASE-средств обычно недооцениваются. Среди конкретных статей затрат на внедрение можно выделить следующие:
– специалисты по планированию внедрения CASE-средств;
– выбор и установка средств;
– учет специфических требований персонала;
– приобретение CASE-средств и обучение;
– настройка средств;
– подготовка документации, стандартов и процедур использования средств;
– интеграция с другими средствами и существующими данными;
– освоение средств разработчиками;
– технические средства;
– обновление версий.

Важно также осознавать, что улучшение деятельности организации, являющееся следствием использования CASE-технологии, может быть неочевидным в течение самого первого проекта, использующего новую технологию. Продуктивность и другие характеристики деятельности организации могут первоначально даже ухудшиться, поскольку на освоение новых средств и внесение необходимых изменений в процесс разработки требуется некоторое время. Таким образом, ожидаемые результаты должны рассматриваться с учетом вероятной отсрочки в улучшении проектных характеристик.

Каждая потребность должна иметь определенный приоритет, зависящий от того, насколько критической она является для достижения успеха в организации. В конечном счете, должно четко прослеживаться воздействие каждой функции или возможности приобретаемых средств на удовлетворение каких-либо потребностей.

Результатом данного действия является формулировка потребностей с их приоритетами, которая используется на этапе оценки и выбора в качестве «пользовательских потребностей».

1.3. Обзор рынка CASE-средств

Потребности организации в CASE-средствах должны соразмеряться с реальной ситуацией на рынке и собственными возможностями разработки. В процессе обзора важным является приобретение опыта работы с литературой по CASE-средствам, посещение конференций и семинаров, проводимых поставщиками и пользователями CASE-средств. Возможность интеграции CASE-средства с другими средствами, используемыми (или планируемыми к использованию) организацией, может являться существенным фактором при выполнении данного обзора. Кроме того, важно получить достоверную информацию о средствах, основанную на реальном пользовательском опыте и сведениях от пользовательских групп.

1.4. Определение критериев успешного внедрения

Определяемые критерии должны позволять количественно оценивать степень удовлетворения каждой из потребностей, связанных с внедрением. Кроме того, по каждому критерию должно быть установлено его конкретное оптимальное значение. На отдельных этапах внедрения эти критерии должны анализироваться для того, чтобы оценить текущую степень удовлетворения потребностей.

Как правило, большинство организаций осуществляет внедрение CASE-средств для повышения продуктивности процессов разработки и сопровождения ПО, а также качества результатов разработки. Однако ряд организаций не занимаются и не занимались ранее сбором количественных данных по указанным параметрам. Отсутствие таких данных затрудняет количественную оценку воздействия, оказываемого внедрением CASE-средств. Для таких организаций рекомендуется разработка соответствующих метрик. Информация о таких метриках приведена в стандартах IEEE Std 1045-1992 (IEEE Standard for Software Productivity Metrics) и IEEE Std 1061-1992 (IEEE Standard for Software Quality Metrics Methodology).

Если базовые метрические данные отсутствуют, организация зачастую может извлечь полезную информацию из своих проектных архивов.

Помимо продуктивности и качества полезную информацию о состоянии внедрения CASE-средств также могут дать и другие характеристики организационных процессов и персонала. Например, оценка степени успешности внедрения может включать процент проектов, использующих CASE-средства, рейтинговые оценки уровня квалификации специалистов, связанные с использованием CASE-средств, и результаты опросов персонала по поводу отношения к использованию CASE-средств. Приведем другие проектные характеристики, которые могут быть оценены количественно:
– согласованность проектных результатов;
– точность стоимостных и плановых оценок;
– изменчивость внешних требований;
– соблюдение стандартов организации;
– степень повторного использования существующих компонентов ПО;
– объем и виды необходимого обучения;
– типы и моменты обнаружения проектных ошибок;
– вычислительные ресурсы, используемые CASE-средствами.

1.5. Разработка стратегии внедрения CASE-средств

Стратегия должна обеспечивать удовлетворение заложенных ранее потребностей и критериев. Данная стратегия определяет:
– организационные потребности;
– базовые метрики, необходимые для последующего сравнения результатов;
– критерии успешного внедрения, связанные с удовлетворением организационных потребностей, включая ожидаемые результаты последовательных этапов процесса внедрения;
– подразделения организации, в которых должно выполняться внедрение CASE-средств;
– влияние, оказываемое на другие подразделения организации;
– стратегии и планы оценки и выбора, пилотного проектирования и перехода к полномасштабному внедрению;
– основные факторы риска;
– ориентировочный уровень и источники финансирования процесса внедрения CASE-средств;
– ключевой персонал и другие ресурсы.
Необходимо отметить, что внедрение новой технологии может включать важные и трудные изменения в культуре организации. Большое внимание должно уделяться ролям различных групп, вовлеченных в процесс таких изменений. Наиболее существенными являются следующие роли:
– спонсор (обычно из числа менеджеров высшего уровня). Данная роль является критической для поддержки проекта и обеспечения необходимого финансирования. Спонсор должен обладать четким пониманием необходимости серьезных усилий, связанных с внедрением CASE-средств, и быть готов к длительному периоду ожидания осязаемых результатов;
– исполнитель – обычно лицо (или группа лиц), осознающее потенциальные возможности новой технологии, пользующееся авторитетом среди технического персонала и способное возглавить процесс внедрения новой технологии;
– целевая группа – обычно включает менеджеров и технический персонал, которые будут привлечены к непосредственному использованию CASE-средств, а также специалистов, которые будут привлечены косвенно, таких, как специалисты по документированию, персонал поддержки сети и заказчики. Должны быть определены потребности каждой из таких групп и план их эффективного удовлетворения. В общем случае внедрение CASE-средств должно управляться и финансироваться таким же образом, как и любой проект разработки

ПО. Стратегия внедрения может быть пересмотрена в случае появления дополнительной информации.

Существует несколько подходов к разработке стратегии внедрения CASE-средств. Относительные преимущества того или иного подхода перед другими должны рассматриваться в контексте специфики конкретной организации. Особое значение при этом придается персоналу организации и процессу разработки ПО.

Нисходящий подход к разработке стратегии предполагает признание важности исследования всех типов CASE-средств и документирования процессов разработки и сопровождения ПО в данной организации до того, как определяются требования к CASE-средствам. При этом выполняется общий анализ процесса создания и сопровождения ПО в организации. Данный подход зачастую влечет за собой общую реорганизацию процессов создания и сопровождения

ПО в той степени, в какой это связано с CASE-средствами. Результатом такой реорганизации становится крупномасштабная стратегия автоматизации процессов создания и сопровождения ПО.

Преимущество нисходящего подхода состоит в том, что он охватывает все процессы создания и сопровождения ПО, обеспечивая максимально возможную их автоматизацию. Другим преимуществом является приобретение интегрированного (или интегрируемого) набора средств, поскольку каждая отдельная поставка подчиняется общей стратегии. Этот подход также может быть легко интегрирован в общую стратегию развития процесса создания и сопровождения ПО, в которой внедрение CASE-средств является только одним из аспектов.

Недостатки данного подхода:
– потребность в значительных людских и финансовых ресурсах;
– широкомасштабность подхода, не позволяющая пользователям достаточно быстро приступить к практическому использованию средств;
– возможность относительно серьезных изменений существующих в организации процессов. Реализацией такого подхода труднее управлять, и, кроме того, он содержит в себе повышенный риск провала, ведущего к тому, что CASE-средства «кладутся на полку».

Нисходящий подход рекомендуется для относительно зрелых организаций с устоявшимся процессом создания и сопровождения ПО, которые стремятся вложить все необходимые ресурсы в полностью законченную работу. Чтобы повысить вероятность успеха, требуется принятие серьезных обязательств со стороны как руководства, так и потенциальных пользователей.

Восходящий подход начинается с определения некоторого средства или типа средств, которые потенциально могут помочь организации в улучшении выполнения текущей работы. Организация способна оценить предполагаемое воздействие средств на процесс разработки и сопровождения ПО.

Преимущества восходящего подхода:
– небольшая автоматизация может быть выполнена при минимальных затратах;
– автоматизация может быть выполнена за короткий промежуток времени, позволяя быстро устранить известные недостатки в существующих процессах;
– небольшой масштаб восходящей стратегии позволяет лучше фокусировать и контролировать воздействие, оказываемое на существующие процессы.
Недостатки данного подхода:
– средства, приобретаемые как результат отдельно взятых применений данного подхода, могут плохо интегрироваться между собой. Это может привести к необходимости выполнения большого объема ручной работы;
– в то время как конкретные, сравнительно небольшие проблемы решаются достаточно быстро, до решения фундаментальных проблем, связанных с широким кругом процессов разработки ПО, дело обычно не доходит.

Восходящий подход рекомендуется для организаций с узко специфическими потребностями в автоматизации, не затрагивающими потребность в общем совершенствовании процессов. В некоторых случаях может оказаться не слишком практичным приступать к такому совершенствованию, не определив самые насущные потребности в автоматизации. В то время как данный подход может помочь организации удовлетворить эти потребности и развить основные процессы, остается существенная опасность того, что выбранное средство не окажет заметного воздействия на качество и продуктивность.

Наиболее рациональная стратегия может сочетать характеристики обоих подходов. Например, нисходящие методы могут использоваться для определения стандартов качества организации, потребностей в средствах и ожидаемых результатов, тогда как восходящие методы могут применяться для оценки и выбора конкретных CASE-средств, разработки планов внедрения и контроля его результатов.

Добавить комментарий