Инфраструктура информатизации

Всю информацию, циркулирующую во внешнем и внутреннем контуре, можно разбить на три информационных потока:

  1. по виду овеществленных знаний в наукоемкой продукции;
  2. человеческим профессиональным знаниям (патентам, лицензи­ям, изобретениям, навыкам и приемам);
  3. искусству, методам и технологии практического решения задач управления современным предприятием.

В зарубежной литературе третий информационный поток представляется совокупностью следующих составляющих:

  • менеджмент (управление предприятием, персоналом и производством);
  • маркетинг (управление разработкой продукции и рынком сбыта);
  • таргетинг (долгосрочные программы нацеливания на завоевание рынков сбыта в другой стране).

Таким образом, информационные ресурсы, в основе которых лежит сущность и закономерности развития понятия информации, яв­ляются стратегическим ресурсом и позволяют:

  • разрабатывать стратегические и тактические цели;
  • реализовывать программы (планы) для достижения поставлен­ных целей и задач;
  • принимать управленческие решения по координации действий подразделений на основе информационного мониторинга;
  • совершенствовать систему управления на основе ее диагностики;
  • развивать процессы информатизации на основе совершенствова­ния ее инфраструктуры.

Информационные ресурсы предприятия включают в себя собствен­ные ИР, приобретаемые (покупаемые) и самостоятельно собираемые собственной ИС и обладают следующими особенностями.

1. Объем имеющейся и приобретаемой предприятием информации относится к объему самостоятельно собираемой информации как 80:20, а усилия (затраты) на приобретение этой информации — как 20:80.

2. Появление собственных ИР высокого уровня приводит к их усложнению, индивидуализации и закрытости, а следовательно, к неспособности в определенный момент времени повторить себя на каком-то этапе жизненного цикла. Причиной этому будет являться в том числе и невозможность учета собственных ИР. Кроме того, это может привести к созданию замкнутых информационных сообществ и проблем управления этими сообществами и внутри них.

3. Одновременно ИР являются особым товаром, обладающим интеллектуальными свойствами:

  • при продаже данный вид товара остается у его создателя (переда­ется только носитель информации);
  • обеспечивает большую прибыль на информационном рынке;
  • не имеет физического износа в процессе использования;
  • морально устаревает (деградирует) в процессе ускорения науч­но-технического прогресса.

Все эти отличия ИР от их традиционных видов привели к возникновению самостоятельного сектора экономики — информационного, быстрый рост удельного веса которого позволяет уже говорить о пол­ностью информационных экономиках.

Таким образом, можно сделать следующие выводы;

1. Информационная экономика сопровождается бурным развити­ем информационных систем и информационных технологий.

2. Появление глобальных информационных сетей Интернет меня­ет традиционные модели экономики и бизнеса, основные преобразо­вания, предприятий выражаются в выравнивании их деятельности, децентрализации и гибкости организации и управления.

3. Информационная экономика становится все более капиталоемкой, с большой долей использования наукоемкой продукции, во все боль­шей степени определяет состояние экономики и общества в целом.

4. Информационная экономика сопровождается информационным кризисом, негативными последствиями которого является «информа­ционный голод», который отрицательно сказывается на развитии пред­приятия.

5. Основные проблемы в области формирования информационных ресурсов предприятия являются следствием названных выше особен­ностей развития информационной экономики, к ним относятся:

  • проблема формирования адекватных информационных ресурсов для системы управления;
  • проблемы ликвидации разрыва между внутренними информационными технологиями и техникой и состоянием ИР, их формирова­нием и использованием.

6. Формирование и развитие информационных ресурсов предприя­тия осуществляется по следующим направлениям: выявление проблем и определение информации, необходимой для их решения; анализ необходимых источников информации; сбор, обработка, анализ и предоставление информации, необходимой для решения выявленных проблем; выработка и оценка альтернатив для лица, принимающего решение.

7. Безопасность предприятия является ключевым вопросом для внедрения современных форм ведения бизнеса и неотделима от решения вопроса об информационной безопасности.

Добавить комментарий