Информационно-коммуникационные технологии

Процесс взаимодействия взаимозависимых и взаимно влияющих рыночных субъектов называется коммуникацией.

Существует достаточное число определений понятия «коммуника­ция», но в основном они сводятся к следующему. Во-первых, ком­муникация — это процесс передачи информации, а во-вторых, — про­цесс, посредством которого некоторая идея передается от источника к получателю для изменения поведения этого получателя. Таким образом, основная цель коммуникации заключается в убеждении, контро­ле и общении.

Коммуникация (от лат. «communicatio» — сообщение, передача) — общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т.д.; передача того или иного содержания от одного сознания (коллективного или индивиду­ального) к другому посредством знаков, зафиксированных на матери­альных носителях. Коммуникация представляет собой социальный процесс, отражающий общественную структуру и выполняющий в ней связующую функцию.

Коммуникация, как и любое социальное явление, — сложный про­цесс, объясняемый с разных точек зрения. В литературе приводится множество определений коммуникации, авторы которых рассматри­вают коммуникацию как:

  • процесс (в определениях этих авторов коммуникация рассматри­вается в качестве совокупности действий во времени, направленных на реализацию процесса передачи информации между людьми, и выс­тупает как социальная категория);
  • канал связи (в этих определениях коммуникация — инженерно-техническая категория);
  • услугу (в данном определении коммуникация представляет со­бой экономическую категорию, зависящую от конкретных условий производства и потребления);
  • функцию (здесь коммуникация выступает как совокупность дей­ствий для достижения поставленной цели);
  • систему (в этих определениях коммуникации основной упор де­лается на реализацию обмена информацией между группами людей).

Коммуникацию рассматривают также как сферу деятельности, аспект технологии, культуру субъектных отношений и т.д.

Таким образом, в простейшем случае коммуникацию можно представить как взаимодействие между экономическими агентами (субъектами), опосредованное некоторым объектом (сообщением), поэтому коммуникация целесообразна (функциональна) и включает в себя перемещение материи и сообщений. Различают следующие типы коммуникации: пространственную (транспортную) и смысловую (семантическую), которая в свою очередь подразделяется на внутреннюю (внутрисубъектную) и внешнюю (социальную). Социальная коммуникация может быть описана на трех уровнях: массовом, группо­вом и межсубъектном (последние два уровня описания представляют интерес для микроэкономики).

С другой стороны, коммуникация может быть рассмотрена как процесс, который развивается во времени под воздействием стихийных сил или целенаправленных, исходящих от субъекта. Различают следующие формы коммуникационной деятельности, которые определя­ются их целями: субъект-субъектные (общение), т.е. равноправные взаимоотношения; субъект-объектные (управление), характеризуется такими формами, как приказ, обучение, внушение; объект-субъектные (подражание), представляется как самоуправление.

Добавить комментарий