Определение потребностей в CASE-средствах

ЭТАП 1. Определение потребностей в CASE-средствах
Цель данного этапа – достижение понимания потребностей организации в CASE-средствах и технологии последующего процесса их внедрения. Он должен привести к выделению тех областей деятельности организации, в которых применение CASE-средств может принести реальную пользу. Результатом этапа является документ, определяющий стратегию внедрения CASE-средств.

Определение потребностей в CASE-средствах (рис)

1.1. Анализ возможностей организации

Первым действием данного этапа является анализ возможностей организации в отношении ее технологической базы, персонала и используемого ПО. Такой анализ может быть формальным или неформальным.

Формальные подходы определяются моделью оценки зрелости технологических процессов в организации СММ (Capability Maturity Model), разработанной SEI (Software Engineering Institute), а также стандартами ISO 9001: 1994, ISO 9003-3: 1991 и ISO 9004-2: 1991. Главное в этих подходах – анализ различных аспектов происходящих в организации процессов.

Для получения информации относительно положения и потребностей организации могут использоваться неформальные оценки и анкетирование. Список простых вопросов, которые могут помочь в неформальной оценке текущей практики использования ПО, технологии и персонала, приведен ниже. Ответы на эти вопросы могут определить области, в которых автоматизация может принести эффект. В противном случае может оказаться, что совершенствование процесса разработки и сопровождения ПО, программ обучения и других функций более предпочтительно, чем приобретение новых средств. Некоторые из этих усовершенствований могут оказаться необходимыми для получения максимальной выгоды от внедрения любых средств.

Приведенные ниже вопросы являются, по существу, руководством по сбору информации, необходимой для определения степени готовности организации к внедрению CASE-технологии.

Общие вопросы. Ответы на данные вопросы в целом характеризуют подход организации к разработке ПО. Общие вопросы, решаемые при разработке ПО:
– используемая модель ЖЦ ПО (каскадная или спиральная);
– используемые методы (структурные, объектно-ориентированные). Опыт, накопленный при использовании того или иного метода, полученное обучение. Степень адаптации метода к потребностям организации;
– наличие документированных стандартов (формальных или неформальных) по анализу требований, спецификациям и проектированию, кодированию и тестированию;
– количественные метрики, используемые в процессе разработки ПО, их использование;
– виды документации, выпускаемой в процессе ЖЦ ПО;
– наличие группы поддержки средств проектирования.
Проекты, ведущиеся в организации. Ответы на данные вопросы позволяют получить количественные характеристики проектов. Вопросы, касающиеся проектов:
– средняя продолжительность проекта в человеко-месяцах;
– среднее количество специалистов, участвующих в проектах различных категорий (небольших, средних и крупных);
– средний размер проектов различных категорий в терминах кодовых метрик (например, в функциональных точках или строках исходных кодов), способ измерения.
Технологическая база. Она включает не только технические средства, используемые в организации при разработке ПО, но также языки, средства, методы и среду функционирования ПО. Эта база существенно влияет на выбор подходящих CASE-средств. Вопросы, касающиеся технологии:
– доступные вычислительные ресурсы, платформа разработки;
– уровень доступности ресурсов, узкие места, среднее время ожидания ресурсов;
– ПО, используемое в организации, и его характер (готовые программные продукты, собственные разработки);
– степень интеграции применяемых программных продуктов, механизмы интеграции (существующие и планируемые);
– тип и уровень сетевых возможностей, доступных группе разработчиков;
– используемые языки программирования;
– средний процент вновь разрабатываемых, повторно используемых и реально эксплуатируемых приложений.
Персонал. Главная цель оценки персонала – определение его отношения к возможным изменениям (позитивного, нейтрального или негативного). Вопросы, касающиеся оценки персонала:
– реакция сотрудников организации (как отдельных людей, так и коллективов) на внедрение новой технологии, наличие опыта успешных или безуспешных внедрений;
– наличие лидеров, способных серьезно повлиять на отношение к новым средствам;
– наличие стремления «снизу» к совершенствованию средств и технологии; – объем обучения, необходимого для ориентации пользователей в новой технологии;
– стабильность и уровень текучести кадров.
Готовность. Целью оценки готовности организации является определение того, насколько она способна воспринять как немедленные, так и долгосрочные-последствия внедрения CASE-средств. Вопросы, касающиеся оценки готовности:
– поддержка проекта со стороны высшего руководства;
– готовность организации к долгосрочному финансированию проекта;
– готовность организации к выделению необходимых специалистов для участия в процессе внедрения и к их обучению;
– готовность персонала к изменению технологии своей работы и трудовых навыков в такой степени, в какой это потребуют новые средства;
– степень понимания персоналом масштаба изменений;
– готовность технических специалистов и менеджеров пойти на возможное кратковременное снижение продуктивности своей работы;
– готовность руководства к долговременному ожиданию отдачи от вложенных средств.

Оценка готовности организации к внедрению CASE-технологии должна быть объективной и тщательно выверенной, поскольку в случае отсутствия такой готовности все усилия по внедрению потерпят крах.

1.2. Определение организационных потребностей

Организационные потребности следуют непосредственно из проблем организации и целей, которые она стремится достичь. Проблемы и цели могут быть связаны с управлением, процессами, производством продукции, экономикой, персоналом или технологией. Вопросы, касающиеся определения целей, потребностей и ожидаемых результатов, приведены ниже. Определение потребностей должно выполняться в сочетании с обзором рынка CASE-средств, поскольку информация о технологиях, доступных на рынке в данный момент, может оказать влияние на потребности.

Цели организации. Они играют главную роль в определении конкретных потребностей организации и ожидаемых результатов. Для их понимания необходимо ответить на следующие вопросы:
– имеется ли у организации намерение использовать CASE-технологию для помощи в достижении определенных целей или ожиданий (например, определенного уровня СММ или сертификации в соответствии с ISO 9001);
– воспринимается ли CASE-технология как фактор, способствующий достижению стратегических целей организации;
– имеется ли у организации собственная программа совершенствования процесса разработки ПО;
– воспринимается ли инициатива внедрения CASE-технологии как часть более широкомасштабного проекта по созданию среды разработки ПО.

Потребности организации. Определение потребностей организации, связанных с использованием CASE-технологии, включает анализ целей и существующих возможностей. После того как все потребности организации установлены, каждой из них должен быть присвоен некий приоритет, отражающий ее значимость для успешной деятельности организации. Если потребности, связанные с CASE-технологией, не обладают высшим приоритетом, имеет смысл отказаться от ее внедрения и сосредоточиться на потребностях с наивысшим приоритетом.

Целесообразно построить матрицу соответствия потребностей организации возможностям основных CASE-средств. Составление такой матрицы требует определенного уровня знаний рынка CASE-средств. В конечном счете каждая функция или возможность средства должна точно соответствовать некоторой потребности с определенным приоритетом.

Установлению потребностей организации могут помочь ответы на следующие вопросы:
– каким образом продуктивность и качество деятельности организации сравниваются с аналогичными показателями подобных организаций (к сожалению, многие организации не располагают данными для такого сравнения);
– какие процессы ЖЦ ПО дают наилучшую (наихудшую) отдачу, существуют ли конкретные процессы, которые могут быть усовершенствованы путем использования новых методов и средств.

Ожидаемые результаты. С внедрением CASE-средств обычно связывают большие ожидания. В ряде случаев эти ожидания оказываются нереалистичными и приводят к неудаче при внедрении.

Составление реалистичного перечня ожидаемых результатов является трудной задачей, поскольку он может зависеть от таких факторов, как тип внедряемых средств и характеристики внедряющей организации. Кроме того, достижение некоторых результатов может противоречить другим результатам.

Ряд потенциально реалистичных и нереалистичных ожидаемых результатов, связанных с организацией в целом, пользователями, планированием, анализом, проектированием, разработкой и затратами, приведен ниже. Практически невозможно, чтобы в процессе одного внедрения CASE-средств были достигнуты все положительные результаты. Тем не менее любая организация может выработать собственные идеи относительно ожидаемых результатов, имея в виду, что данный перечень является всего лишь примером.

Реалистичные ожидания:
– повышение внимания к планированию деятельности, связанной с информационной технологией;
– поддержка реинжиниринга бизнес-процессов;
– долговременное повышение продуктивности и качества деятельности организации;
– ускорение и повышение согласованности разработки приложений;
– снижение доли ручного труда в процессе разработки и/или эксплуатации;
– более точное соответствие приложений требованиям пользователей;
– отсутствие необходимости большой переделки приложений для повышения их эффективности;
– улучшение реакции службы эксплуатации на требования внесения изменений и усовершенствований;
– лучшее документирование;
– улучшение коммуникации между пользователями и разработчиками;
– последовательное и постоянное повышение качества проектирования;
– более высокие возможности повторного использования разработок;
– кратковременное возрастание затрат, связанное с деятельностью по внедрению CASE-средств;
– последовательное снижение общих затрат;
– лучшая прогнозируемость затрат.
Добавить комментарий